В свое время случилась острая необходимость в наличии альтернативного
источника питания РЭА, т.е. ИБП от аккумуляторной батареи, причем этот
источник должен был быть не просто "преобразователем напряжения", а
прибором отвечающим определенным жестким требованиям.
Система должна была рассчитана как на питание от АКБ, так и от
сети переменного тока, отслеживать состояние сети, обеспечивать
автоматическую зарядку аккумулятора, быть достаточно мощной, обладать
защитными режимами, быть достаточно не сложной, не дорогой и легко
повторяемой.
Изучение рынка предложений готовых приборов на тот момент не
привел к успеху, китайские преобразователи не отвечали заявленным
требованиям, были достаточно не надежны, а фирменные ИБП известных фирм
были достаточно дороги и не поддавались модернизации к требованиям того
или иного "проекта".
Поэтому, было решено воспользоваться помощью своих, мудрых,
"отечественных" разработчиков и схемотехников. После долгих поисков и
изучения различной литературы, случайно наткнулся на статью В.
Володина, г. Одесса в РАДИО N-5, 2001г., это была статья о приборе,
наиболее полно удовлетворяющем заявленным требованиям.
На первый взгляд немного пугала "сложность" схемы электрической -
принципиальной и наличия большого числа простой "логики", но, как потом
оказалось, не все так страшно и сложно, очень удовлетворяла блочная
схема прибора, а главное возможность бесконечной модернизации и
усовершенствования под свои нужды, за что автору большое спасибо. На
принципах работы и назначении узлов и деталей я останавливаться не
буду, в статье все прекрасно и доступно написано.
Вкратце лишь расскажу о своих впечатлениях.
Итак,
сначала было решено проверить схему на работоспособность, были
кое-какие вопросы, но с В.Володиным я связаться не смог. С первым, чем
я столкнулся, это очень не удобное "чтение" схемы, поэтому было решено
привести ее в читабельный вид, сделал это в программе OrCAD, для чего
схема была разбита на два узла - блок управления и силовую часть, между
собой они соединялись 12-ти контактным разъемом, теперь было все
гораздо понятнее.
Что ж, все быстренько было спаяно, при настройке, наибольшее время
занимал узел контроля напряжения в сети, приходилось долго
"вылавливать" пороги срабатывания компараторов и перепроверять их,
остальные настройки трудностей не вызывали. Хочу отдельно сказать о
цепи из элементов VD5-VD6,VD4, резистора R8 и конденсатора С3, при
многократном повторении (в дальнейшем) прибора замечалась не стабильная
работа выходного каскада на полевых транзисторах и в дальнейшем их
пробой по напряжению, при исключении этой цепочки из схемы
неисправность исчезала:..почему это происходило я так и не разобрался,
может Старый Ржавый Электронщик подскажет, был бы признателен.
Итак, прибор настроен, "глюки" убраны, теперь необходимо провести
испытания. Установили его авто, подключили компьютер и вперед по
просторам, по кочкам.
Забегая вперед, скажу, прибор отлично работал и работает в жестком транспорте, в жару и в холод.
Теперь можно браться за его модернизацию.
Для уменьшения габаритов остановился на SMD-элементах.
Добавил в блок управления микропроцессор, благодаря этому получаем:
-
переключаем всю световую индикацию на процессор, избавляемся от
транзисторов, светодиодов и прочего навесного багажа в исходном блоке;
- таким же образом поступаем со звуковой индикацией (теперь наш прибор
не просто пискнет в момент смены режима работы, а сможет быть более
информативным;
- добавляем компаратор на 11В, в результате чего прибор непрерывным
сигналом сообщит нам, что до отключения из-за разряда АКБ осталось не
так много времени;
- интегрируем СОМ-порт (тут возможности использования просто
безграничны, в моем случае компьютер получает сигнал об скором
отключении ИБП из-за разрядки батарей и отсутствия внешней сети, после
чего корректно закрываются программы, сохраняются данные и ПЭВМ готова
к отключению. Еще хочу ввести возможность просмотра в памяти компьютера
режимов работы прибора, состояние сети во время моего отсутствия, но
пока не доделал);
- добавляем часы (PCF8583);
- ну и конечно ЖКИ-индикатор (для отображения информации в текстовом режиме);
- добавляем светодиодный вольтметр.
Соответственно, исходная схема ИБП доработана с учетом вновь введенных блоков.
В итоге у меня получилась плата управления:
Силовая часть:
и плата высокого напряжения (сделана отдельно для удобства и безопасности):
Светодиодная шкала-вольтметр реализована на микросхеме UAA180, с
возможность регулировки нижнего и верхнего пределов измерений и
"растянута" от 10,5 до 14,5 В. Шкала поделена на две ( по 6-ть
светодиодов), одна служит для отображения напряжения при разрядке
(работы) АКБ, другая для визуального контроля за процессом зарядки
батареи.
В схему и алгоритм процесса заряда внесены изменения (я вообще
маленький фанат всего, что связано с аккумуляторами, поэтому "мимо"
этого узла пройти просто не смог). Долго не вдаваясь в теорию, вкратце
скажу, что при зарядке батареи оптимальным током (0,1 емкости) степень
ее заряда при достижении порога напряжениях на клеммах, составляет
далеко не 100 процентов, а грубо говоря лишь 2/3 от емкости, а для нас
1/3 емкости будет совсем не лишняя, при следующем отключении сети.
Опустив расчеты и графики, скажу лишь, что нам ее надо дозарядить током
0,05 от емкости еще в течении 2-3 часов.
Для этого в силовую часть блока, в каждое плече конденсаторов С7 - С14, добавляем реле 10ADC12V или подобное.
Теперь, при зарядке и достижения напряжения на клеммах АКБ 14,5 В,
процессор отключает часть конденсаторов, чем достигается уменьшение
зарядного тока и только через два часа отключает процесс зарядки.
По поводу силового трансформатора, мною было испытано три типа -
первый полностью мотал сам, проблем не замечено, потом были заказаны
промышленные образцы ленточного и тороидального трансформатора,
работают все, в последнем случае, конечно, лучше всего и с наименьшими
потерями J.
Высота готового прибора - 10 см, ширина - 27 см.
Делались экземпляры с зарядным током 25 - 30 Ампер (АКБ 300А.ч)
Вроде так, вкратце, и все.
Автор: Anjey
Связь с автором: Нет данных
Веб сайт автора: Нет данных
Прислал: Нет данных
Источник: http://radiokot.ru
Доп материалы, файлы к устройству (схеме):
Схема
Прошивка контроллера